Лекция первая. Знакомство и введение в предмет.

Здравствуйте, дорогие мурмявы и тасу, ид и троллы, и конечно, иллюзавры!

Меня зовут Кэтлин Арридес, и я буду вести на этом сайте курс лекций о поэзии.

Расскажу немного о себе, нужно ведь познакомиться, не так ли? Я, как вы видите, тролла. Но в детстве меня ничуть не привлекали грубые уличные игры других троллят, где главными качествами были сила и выносливость. Я любила свернуться клубочком в любимом кресле-качалке, укутаться в теплое одеяло, взять в лапы книгу и окунуться в волшебный мир вымышленных приключений. Но больше всего я полюбила стихи. Они стали смыслом моей жизни, и, когда я выросла, само собой стала поэтессой, по-другому сложиться и не могло. По характеру я, откровенно говоря, замкнутая, стеснительная  и нерешительная. Ой, как мне сложно было сделать  этот рискованный шаг - стать лектором!  Но друзья уговорили, обещали морально поддерживать. Так что для меня это будет такой же новый опыт, как и для вас. Приятно, что мне здесь выделили такой маленький, уютный поэтический уголок, где я чувствую себя комфортно и защищенно. Надеюсь, и вам здесь понравится!

В будущем мы рассмотрим разные виды стихотворных форм - сонет, хокку и другие, ну и конечно посочиняем, разумеется, на нашу родную, мирчаровскую тематику. А сегодня у нас вводная лекция, посвященная базовым понятиям стихосложения.

Итак, в основе стихотворной речи лежит ритмический принцип.  Ритм - это пульс стиха. Как и наш пульс передает состояние организма: учащенный - страх или волнение, замедленный - спокойствие и расслабленность, так и в стихах ритм создает определенное настроение.

С точки зрения ритмической организации системы стихосложения разделяют на 2 группы: количественное и качественное стихосложение. Количественнаая система гораздо более древняя, архаичная и напрямую связана с пением. Родилась она, когда наши отдаленные предки во время однообразного, ритмичного труда, чтобы развлечь и взбодрить себя, стали напевать слова, пытаясь совместить их с ритмом работы. В таких стихах слоги часто искусственно растягиваются или сокращаются, чтобы сохранить ритм и лечь на мелодию, а вот рифмы чаще всего никакой нет. Например, девнерусское: "Что́ же ты, лучи́нушка, не я́-а-сно гори́шь". Или вот древнетроллское:

Ох ты моя ко-о-сточка-а,

Косточка полиро-о-ванная,
Эх, вплету тебя я в во-о-лосы,
Чтоб красивей всех тро-о-ллок быть.

Но это все дела минувших дней, такие стихи мы сочинять не будем. Ведь время не стоит на месте, на смену количественному стихосложению давно пришло новое, так называемое качественное. Оно лишено музыкальности, подчиняется  строгим правилам рифмовки, размера, количества строк и строф. В общем, это те стихи, которые мы все знаем с детства.  Наверняка все вы в детстве учили алфавит по мирчаровской азбуке авторства каракойш Букиведи. Помните?

А  - аквариус плывёт,

В  Гургес нас с тобой зовёт.

Б  - это блюкзак зубастый,

От Йэ-Гэ подарок частый.

В - ватрушка с джемало,

с нею на душе светло.

Ну и так далее :) Стихи простые, детские, но тем не менее являются примером качественного стихосложения.

Данная система стихосложения делится на подсистемы: силлабическую, силлабо-тоническую и тоническую. Откуда такие странные названия? От греческих слов "силлабе" - слог, и "тонос" - ударение. Отсюда логично делается вывод, что силлабическая система - принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения. Ударение большой роли не играет. Такая система характерна для многих иностранных языков - французского, польского, также так писали русские поэты допушкинской эпохи.  В тонической системе, наоборот, роль играет ударение - в ней регулируется главным образом число ударных слогов стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно. Так писал, например, Маяковский. Ну а силлабо-тоническая система - это нечто среднее, и на мой вкус, самое сбалансированное. И похоже, правило золотой середины близко не только мне - это самый распространенный метод написания стихов на русском языке. В таком способе организации стихотворения ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Это создает красивое, аккуратное, точное, ажурное впечатление.

Ну, наверное на сегодня хватит мудреных слов, вижу, некоторые на задних партах уже позевывают.

На прощание покажу вам одно моё стихотворение:

Зима в Мирчар.

Месяц Роста Сосулек посетил наш Гибот.

Что принёс он с собой, что нас в будущем ждёт?
Ждут нас санки и лыжи, и конечно коньки!
Вот мурмявы и троллы играют в снежки,
Вот в бутике плащи и шарфы нарасхват -
Нарядится к зиме каждый чар очень рад.
Тащит ёлку гламурную в дом свой тасу -
Совершенно он прав - Аннуэль на носу,
И пора всем квартиры свои украшать,
Чтобы не стыдно нам было Аннуэллу принять!
Наконец-то волшебная девочка здесь,
И подарков она принесла нам - не счесть!
Каждый ид и аквариус, стар или мал,
Получил то, о чём  целый  год так мечтал.
Отгремели салюты, с ёлок сыплются иглы -
Но без праздников жить в Мирчар не привыкли,
И уже новый праздник стоит у дверей -
С Днём Рождения Мира поздравь всех скорей!
Легкокрылые шмельвики в небе снуют
И гурманские сладости всем раздают.
Улетели к вершинам цветные шары,
И притихли гуляки.. но до поры!
Время не остановишь, вот и зябник лихой...
Будет вновь у нас праздник - угадайте, какой?
Будут парочки, мило смущаясь, опять
Клятвы вечной любви друг другу давать,
И букеты плюмпанов и "Свежесть эфира" -
Всё раскупят влюбленные нашего Мира,
Чтоб свою половинку порадовать вновь,
Чтоб над всею планетой царила любовь!
Так проходит снежинок и льдинок сезон,
Согласитесь, чудесен и сказочен он!

Спасибо всем за внимание! На следующем уроки мы рассмотрим самые популярные виды стихотворных размеров, а также поговорим о рифме.

Удачи всем и вдохновения! :)

 

 

Категория: Рассказы, сказки и стихи | Добавил: Hella (07 Февраля 2013)
Просмотров: 485 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar